Интервью с Яворской Еленой Валерьевной, «Союз литераторов Российской Федерации»

О литераторах, пути к читателю и можно ли заработать трудом литератора
Формы работы. Применяем разные формы работы. Очень любим литературную гостиную. Есть фото со времен, когда Союз литераторов только начинался в Орле. Много мероприятий прошло и юмористической направленности, и серьёзных, и встреч с поэтами, и тематические вечера, и сольные мероприятия.
Вторая площадка – это Орловская областная научная универсальная публичная библиотека им. И.А. Бунина. 
Давняя дружба с Центральной детской библиотекой им. И.А. Крылова. И в дискуссионном клубе «Диалог» принимаем участие, и книги наши туда приносим. Даже всё не расскажу, столько там всего прошло.
Следующая - Орловская областная детская библиотека им. М.М. Пришвина. Была презентация моей книги «Орловская азбука», есть фото с презентации. В октябре 2015 года вышла книга Натальи Захаровой «Сказание об Орле». По ней в театре кукол поставлен спектакль. Там проходила презентация.
Вот написали мы книгу, дальше её надо представить читателям.
Один из старейших наших членов – профессор ОГУ Анна Ростиславовна Попова. Она освоила новую площадку с выступлениями. Это жанр стихофраза. Это стихи, написанные по мотивам фразеологизмов. Мы берём устойчивое выражение и его разворачиваем в полноценную поэтическую картину, причём, не в ироническом плане, а на полном серьёзе. Очень интересные получаются произведения.
Анна делает на стихофразы интересные клипы. И в июне 2016 года площадку предоставил театр «Русский стиль». Это был сольный вечер, посвящённый стихофразам из новой книги. Сначала всё это прошло в ОГУ в одной из аудиторий польского корпуса.
Всё это есть на странице литературно-музыкального клуба «DiaЛит» (Креативное содружество «ДиаЛит»), «Вконтакте» (https://vk.com/dialit_orel ).  На странице много фото с наших мероприятий, информация постоянно пополняется. Есть собственная символика..  
Примыкают к сообществу люди из других городов. Приходят не только члены союза литераторов, но и обычные люди, музыканты и поэты.
История. В Москве организация существовала из 3 человека наших орловских: поэт и прозаик Иван Борисович Афанасьев, прозаик Владимир Николаевич Константинов и поэтесса Людмила Дмитриевна Серова. Они вышли с инициативой организовать Орловское отделение общероссийской организации. У нас есть Устав, пакет документов. Так родилась организация.
Публикуемся мы в альманахе «Словесность» (http://soyuzlitrf.ru/journal/slovesnost/). Это московский альманах, центральный печатный орган Союза литераторов, наши авторы публикуются тут постоянно.
«Словесность» - альманах бумажный. Издаём наш собственный альманах «Орловский край». Из тематических был альманах про любовь, юмористический, к юбилею Победы. Альманахи выходят стабильно раз в год обязательно, или 2 раза, если есть необходимость.
В клубе «Наследие» занимаются люди, которых пока не приняли в Союз литераторов. Клуб «Наследие» собирается с октября по май каждый год при библиотеке Пушкина. Вторая среда каждого месяца, по потребности и чаще. Там только организационные моменты и учёба.
Интересные мероприятия проводят члены клуба. Последнее мероприятие проводила поэтесса Раиса Ивановна Морозова. Имя пока в Орле не очень известно. Она приехала из Мценска, где очень известна Раиса Ивановна издала книгу «Батюшка Свет» и представила её на одноимённом мероприятии на базе Пушкинской библиотеки.
Виртуальное направление. У каждого молодого автора, члена Союза есть ячейка, в которой он ведёт работу. Из старшего поколения мало кто компьютером владеет. Эти люди вне сети вообще. А молодёжь в сети обязательно.
У нас в Орле 3 варианта: или Союз писателей с его литобъединением, мы с нашим клубом «Наследие» - это наше литобъединение. Есть ещё Союз российских писателей. Мы пересекаемся на некоторых мероприятиях. 
Что касается Союза писателей, тут мы взаимопроникаемы. Бывали случаи, когда людям, будучи у нас, предлагали вступать в Союз писателей, они спокойно уходили туда. Никто им не препятствовал, хотя некоторые продолжают публиковаться и у нас, и в альманахах Союза писателей.
Бывали случаи, когда человек походил на литобъединение Союза писателей, говорил: «Мне там скучно» и переходил к нам.
Бывали случаи, другие. Например, очень интересный автор, Вячеслав Гаврилин, потрясающая личность. Он – хранитель святого Андреевского родника на границе Колпнянского и Малоархангельского районов. Собирает легенды, были своего родника, владеет материалом, владеет словом. О написал историческую повесть о зарождении п. Колпны. Он член  Союза литераторов 2 года и собирается вступать в Союз писателей. Если человеку удобно и там, и там, почему бы нет? У нас очень много талантливых людей.
Мы имеем статус областной организации, отделения есть и во Мценском, в Ливенском, в Колпнянском районах. Мы стараемся себя пропагандировать, но принцип сарафанного радио никто не отменял. Кто-то кому-то о нас рассказал, к нам пришли. Я долгие годы дружила с журналистом Орловского радио Юрием Лёвиным. Он познакомил меня с девочкой из Ливенского района. Сейчас это один из лучших наших авторов – Нелли Семиречкина, лауреат двух премий, государственный стипендиат. Бесподобно пишет девочка в православном духе, небанальную пейзажную лирику. Девочка очень талантлива, её начали публиковать в «Словесности», выдвинули на государственную стипендию. Это действительно открытие через людей. Она, сидя в селе Коротыш Ливенского района, выходы на широкую публику сама не знала.
Иногда в библиотеке встречаемся с человеком: «Вот я пишу, можно прийти?»-«Можно» Приходят. Так мы познакомились с одной из лучших орловских поэтесс Людмилой Успенской, лауреатом множества конкурсов. Куда она участвует в молодёжных конкурсах, это сразу победа. Действительно талантливейший человек. Это то, что касается нашего реального бытия.
Что касается виртуального. Вот создали творческий тандем Анна Попова и Андрей Елисеев – это клуб «DiaЛит», креативное содружество. Они сразу сделали его сетевым, потому что не всегда получается глаза в глаза с людьми встретиться.
В сеть мы выкладываем работу по результатам, но интересней делать что-то в сети. И в 2009 году мы присоединились к международному проекту «Самиздат» http://samlib.ru/ Максима Машкова, сетевой журнал «Буквица». Автор идеи проживает в Канаде, мигрант русского происхождения. Есть у нас люди в Беларуси, на Украине, в Израиле, в Соединённых Штатах. Охват такой. Я вхожу в редколлегию журнала и в постоянное жюри конкурса «Буквица» http://bukvitsa.com/index.html и  http://bukvitsa.com/20161/ring/b_330316500-39-yavorskaya.html
Попова Анна - её легко находим в разделе http://samlib.ru/p/popowa_a_r/
Успенская Людмила http://bukvitsa.com/20152/b_211917500-37-uspenskaya.html .
Был полностью «Орловский выпуск».
Неля Семиречкина тоже есть http://samlib.ru/s/semirechkina_n_f/ , и в «Годовых кольцах» тоже.
Яворская, это моя ссылка http://samlib.ru/j/jaworskaja_e_w/. Дружба и соавторство складываются в сети «Буквица»
Как прозаик сотрудничаю постоянно с фантастом из Таганрога Александром Воронковым и с иркутским фантастом Сергеем Бузининым. У нас с Александром Воронковым книга готова к печати.
Сеть – это удобно, но это путь в никуда. Если только там выкладывать, то так и останешься любителем, а хочется профессионального роста.
Сотрудничество с музеями. Наши альманахи интересны для пишущих. Как правило, если что-то новенькое вышло, то идут в наше издательство. Книги можно купить в «Роспечати», но не всё и не всегда. Когда я издала свою «Орловскую азбуку», она продавалась в "Роспечати"
Как определить, пойдёт – не пойдёт книга? Если книга повесть или рассказ или роман – они читаемы, особенно остросюжетные. Под эгидой Союза литераторов в этом году вышел двухтомник «На Орлее-реке» ныне покойного автора Владимира Ильича Воробьёва, это отец нашего Александра Владимировича. Роман делался из рукописи на базе нашего Союза. Он будет читаться, потому что и остросюжетный, и про Орёл изначальный. Книга будет продаваться в книжной лавке на Андреевском роднике. Там бывают паломники со всей России, она пойдёт в народ, потому что это интересно и здорово. Это и сувенир, и приятно, и интересно.
Или «Орловская азбука» - это пособие. Выходила на базе Союза литераторов моя книжечка, юнармейцам адресованная. Она шла широко, потому что это пособие с методическим аппаратом для учителей, школьников. В первый раз издавалась к 65-летию Победы. Сейчас выпущен второй или третий тираж. Если учитель идёт мимо ларька «Роспечати» или заходит в Дом книги, он купит, потому что ему нужно.
Сборник совершенно разных произведений, посвящённых Орлу. Насколько это нужно человеку почитать? Покупают либо прикладное, либо интересное. А сборники не котируются, от них даже крупные издательства отказываются. Или от многоавторских проектов, потому что говорят: «А кому это интересно?» Интересно роман, эпопея, многотомник. А наш сборник – это годовой отчёт.
Отличие литератора от писателя. Наше отличие от союза писателей. Мы пытаемся разграничить понятие писателя и литератора. А в чём разница? Если смотреть различия в организациях, то надо идти к истокам. Союз писателей был единственной организацией, как Союз художников, как Союз журналистов, т.е монополией творческой.
Другое разделение: может ли человек зарабатывать на жизнь писательским трудом? Кто профессионал? У меня ответа однозначного нет. Да, мы не живём писательским трудом. Анна Попова преподаёт в институте, я вот здесь. Нелли Семиречкина в Коротыше библиотекарь средней школы. Но при этом мы растём, развиваемся, читаем специальную литературу. Мы и сами кого-то учим и сами у кого-то учимся. Постоянно идёт этот живой обмен. 
Орловский Союз писателей - наследники Союза писателей СССР. Наш Союз ведёт историю от Петроградского союза, образованного Блоком и Гумилёвым в 20-е годы. В случае с Союзом писателей это имеет материальную основу, они наследовали Дом литераторов, какое-то имущество. Мы не наследовали ничего, кроме славы.
Сайт литераторов и писателей путают. А ещё есть Союз Российских писателей. Организаций, претендующих на профессионализм, 3, не считая разных клубов.
Кто приходит? Кто угодно, остаются те, кто могут писать на уровне версификации, не все из клуба «Наследие» становятся членами Союза. Кто-то не выдерживает разбора, хотя мы стараемся мягче подходить, чем Союз писателей. Я сама прошла через горнило Литобъединения. Учла их плюсы и минусы. Стараюсь среднюю линию выбирать. Отбить руки легко. А если, с другой стороны, постоянно заласкивать и говорить, что всё хорошо, как говорят в непрофессиональных клубах, то профессионализма и роста не дождёмся. Непрофессиональные уходят, кто-то становится членом Союза и продолжает с нами работать.
Принимали мы людей в Союз совершенно без всяких книг, без печатных публикаций. Просто видели: вот человек пишет, он нам нужен такой хороший. Нелли Семиречкина – самородок из Ливенского района. Мы её приняли без единой публикации. В периодике нашей потом она стала печататься, и Москва её заметила. Девочка интересная, замечательная.
Поэт зарабатывать своим трудом, если он не чиновник от литературы, не может, если это не поэт-песенник, который продаёт свои тексты композитору. Это прикладная поэзия. Надо, чтобы это положили на музыку и спели, причём спели где-то там. И там свой штат, фактически. Просто поэт, как бы он ни был хорош, замечателен, он никогда не пробьётся, никогда не сможет своим трудом зарабатывать.
Сможет ли зарабатывать прозаик? Вопрос спорный. Я много лет общаюсь на форуме Александра Конторовича, принимала участие во многоавторском проекте, который вошёл в многотомник «Десант попаданцев» и т.д. Наверное, 5 или 6 книг вышло. Эти книги как-то продавались, но и коллектив был в 30 авторов. Всё пошло в фонд общественный. Первый из отечественных фантастов, кто зарабатывает своим трудом, был Владимир Васильев, с ним тоже общались. В 90-е годы был голод, переводной литературы мало. Пошли фантасты, Перуновы и т.д. Вот тогда на гребне волны выскочил Владимир Васильев с его с фантастикой «Ведьмаком из Большого Киева». Интересный писатель, но сейчас он тоже сводит концы с концами, и пользуется славой.
А Конторович уже другой. Он один из последних российских писателей, кто может заработать писательским трудом. Он, майор спецназа, пишет на хорошем языке. Знает практику взрывотехники, пишет ярко, сочно для мужской аудитории в стиле фантастики. Он сейчас топовый автор дочернего предприятия «Яуза Эксмо», издаётся под грифом «Яуза Эксмо». Пишет для ролевых игр, для сериалов, он - прикладной автор.
Мы задумывали издать серьёзную серию отечественной фантастики-альтистории, пытались её запустить, но издательства сказали: «У нас кризис. Мы сами на голодном пайке сидим». Есть зарплата редактору, даже корректоры-фрилансеры привлечённые, чтобы меньше платить. В какой-то момент упало качество обложки, почему? Потому что художник-фрилансер. Ему по интернету расписали текст задания, что примерно надо. Вот он сделал из чего смог, причём это не художник, который руками рисует, а дизайнер, который картинку собрал. Даже если человек пишет фэнтези, фантастику боевую, альт-историю – популярные жанры, он публиковаться не будет. От реалистической прозы отказываются с порога: «Кому это нужно, это сейчас никто не читает».
Так что зарабатывать писательским трудом – мы такую планку не ставим, когда в Союз людей принимаем.
Если планку профессионализма определять критерием: зарабатывает он книгами или нет, то мы все не профессионалы, и Союз писателей, и мы.
Здесь критерий другой: профессионально человек пишет или нет. Издаться за деньги может каждый, а издаться, чтобы получить гонорар – редкий случай, единицы. Скажу московские расценки. Книгу, человека, который хорошо набил руку, писатель-фантаст, который пустил цикл, если повезло. Он пишет где-то за полгода, самое минимальное. Есть такие, которые и за 3 месяца успевают, но это скороспелки. А так полгода – это низовой предел. Автор получает за книгу гонорар 20-30 тысяч рублей. Он работает полгода и должен сделать книгу чуть ли не основным своим занятием. Это если работа позволяет сидеть и на работе что-то делать. А издадут ли следующую книгу, он не знает. Были случаи, когда у московских литераторов были открыты серии. Один, второй роман издали, книги хорошо покупали. Человек пишет третий, а ему говорят: «Мы серию закрываем». Благо, если есть другой род занятий, и он знает, чем будет зарабатывать.
Мы задумываем на 2 года конкурс имени Тургенева, реальный и сетевой. В Москве назначен куратор, с которым мы вместе будем этим заниматься. Конкурс региональный по линии Союза литераторов. Сайт http://turgenev-2018.ru/ Конкурс прозы и стихов, тема не только Тургенев и Россия, Тургенев и зарубежье, русское зарубежье, хотя эти темы будут присутствовать. И любовь к родному краю, и патриотизм в самом широком понимании. Это и любовь к женщине, жизни, природе. Вся тургеневская тематика в современной и классической огласовке переходит в этот конкурс. Есть успешная практика таких конкурсов. Будем принимать работы в бумажном и электронном виде почти год. Полгода будем судить. По материалам будет издана солидная книга с лучшими произведениями патриотической направленности о любви, о жизни, философии бытия. Конкурс проходит по линии Орловского отделения литераторов. Мы инициаторы, а проводит общероссийская организация.




Есть вопросы или предложения?

Ctrl + Enter